Регистрация
Обработано
голосов
44 569 665

Досье
Афоризмы
Видео

Гоголь Николай Васильевич

1809–1852 гг.
Отдано голосов: 179 988

Один из гениев русской литературы, которая, собственно, вся и вышла из его «Шинели». Однако он еще до конца не оценен широким читателем.

В этой недооценке есть большая доля вины советского литературоведения с его упрощенным рационалистическим взглядом на искусство, благодаря которому тончайший и сложнейший из писателей долгое время ассоциировался у простых граждан только с едким сатириком и обличителем непутевого царского режима. Более искушенные в литературе граждане знали, что он стоял у истоков так называемой натуральной школы, представители которой описывали суровый реализм городских окраин, уделяя особое внимание не самым приглядным сторонам жизни и негероическим, но типическим событиям и персонажам.

Между тем это был один из самых глубоких мистиков и философов своего времени. Социальный срез реальности заботил его ровно в той мере, в которой тот служил проявлением общего абсурда и экзотичности человеческого существования.

Родившийся в семье малороссийского помещика под Полтавой, он отличался каким-то безудержным, самозабвенным и болезненным патриотизмом. Родина же, которую ему и в голову не приходило делить на Украину, Белоруссию и Россию, не переставала потчевать его пищей для мрачноватых по сути, но искрометных и оригинальных по форме изложения раздумий – эпоху Николая I (1826–1855 гг.), на которую пришелся расцвет его писательского дара (а вместе с ним и Пушкина с Лермонтовым), никак нельзя назвать беззаботной и куртуазной: цензура свирепствовала, экономика стагнировала, крестьянство вкалывало, дворянство медленно деградировало.

Выросший в деревне, он насмотрелся на всякое, и всякая подмеченная им всячина позднее вошла в оглушительно красочные, «вкусные» и «сочные» по форме и фактуре «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые произвели глубокое впечатление на пишущую элиту. Молодой писатель немедленно вошел в богемный круг, сформировавшийся вокруг Пушкина, Дельвига, Жуковского.

В 1835 г. выходят его сборники «Арабески» и «Миргород». Обладавший незауряднейшим чувством юмора и гиперболически развитым воображением, он выписывал повседневные, но вместе с тем фантастические сюжеты и характеры, что делало его книги не только взъерошивающими читательские мозги, но и по-настоящему увлекательными. Непревзойденный мастер комедийного жанра («Ревизор» и «Женитьба» буквально растасканы на цитаты!), он создал и шедевры жанра хоррор/готический триллер (повести «Невский проспект» и «Вий»).

По преданию, замысел своих «Мертвых душ», этой глыбы отечественной словесности, ему подсказал Пушкин, любивший рассказывать всякие байки, анекдоты, забавные случаи. Соригинальничав при определении жанра, Гоголь в мельчайших, подчас уморительно смешных и отрезвляюще компрометирующих деталях изобразил русскую жизнь, как она есть. В истории похождений обаятельного афериста Чичикова тему огрубления, омертвения, неподлинности человека и мира в целом он показал исчерпывающе, увлекательно и трагически достоверно.

К концу жизни Гоголь становился все более и более религиозным. Он писал теологические труды, самый существенный из которых – «Размышления о Божественной литургии». В 1848 г. совершил паломничество в Святую землю к Гробу Господню, после чего окончательно возвратился на родину из многолетних заграничных пребываний. Через два года посетил Оптину пустынь.

Замысел второго тома «Мертвых душ», в котором писатель мечтал вывести историю духовного перерождения, «оживления» человеческой души, так и не был реализован. Летом 1845 г. он сжег рукопись второго тома главной книги своей жизни, объяснив позднее свое решение именно тем, что тема духовного перерождения не получила достаточно правдивого и убедительного выражения. Не сумев выразить по-настоящему выстраданные им идеи духовного ренессанса и самосовершенствования художественными средствами (не сумев, разумеется, на своем запредельно высоком уровне), он перешел на откровенный и малоубедительный пафос публицистических «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847 г.). Несмотря на некоторую прямоту и безапелляционность, в книге с особой силой и вдохновением подчеркнута необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания людей, без чего невозможны никакие общественные улучшения.

К началу 1852 г. Гоголь практически заново переписал второй том «Мертвых душ». Не удовлетворившись, однако, и новой версией книги, он опять взялся за спички и сжег ее. Через несколько дней, утром 21 февраля, человек, выпестовавший в своей «шинели» не только Достоевского, скончался. Своим учителем его считали Беккет, Ионеску, Маркес и многие другие писатели.

Комментарий:





все поля обязательны для заполнения



©  Телеканал «Россия»
Институт российской истории РАН, фонд «Общественное мнение»