Регистрация
Обработано
голосов
44 569 665

Видео

Рублев Андрей

ок. 1370–1430 гг.
Отдано голосов: 81 991

Святой преподобный иконописец, величайший художник Средневековья, автор самого поэтичного и загадочного произведения русского искусства – иконы «Троица». В своих работах художник, как никто другой, выразил духовные идеалы православия.

Жизнь Андрея Рублева проходила в знаменательные для Древней Руси годы. Хотя после победы войск Дмитрия Донского на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) Золотая Орда продолжала свои кровавые набеги на русские земли, в умах людей произошел важный перелом. Крепло убеждение, что залог полной победы и освобождения страны от татаро-монгольского ига кроется только в единении сил, в объединении раздробленных княжеств вокруг московских земель. Огромную роль здесь сыграла победа под предводительством московского князя, которая показала, на что способны русские люди, единодушно вступившие в борьбу с общим врагом. Во всех русских княжествах наблюдался стремительный рост национального самосознания.

Это были также годы и необычайного расцвета монастырской жизни, который объяснялся самыми разными причинами: от необеспеченности существования до аскетических идеалов, господствовавших в древнерусской литературе. Стремление попасть в монастырь у многих было настолько велико, что сложилось мнение, что в миру вообще «спастись не мощно». Именно в стенах монастырей формировалась тогда русская духовная культура, которая вскоре стала частью европейского наследия.

О великом иконописце известно чрезвычайно мало. Вся его жизнь связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым. Родился он в Московском княжестве, ориентировочно в 1370 г., воспитывался в светской ремесленной среде. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг, жил в глухих лесах, в ближайшем окружении Сергия Радонежского, неумолимого врага княжеских междоусобиц, вдохновителя Куликовской битвы. Позже стал жить в Москве, в монастыре, основанном учеником преподобного Сергия – Андроником. Писал работы для великих князей Василия и Юрия, сыновей Дмитрия Донского.

Вращаясь в среде лучших людей своего времени, сформировавших его мировоззрение, художник никогда не отделял себя от народа, его дум, горестей и чаяний. Он наверняка остро осознавал необходимость создания такого искусства, которое отвечало бы новым запросам времени.

В монастыре Андрей Рублев получил прекрасное образование, изучая творчество византийских, итальянских и других мастеров. Особенно внимательно присматривался он к произведениям знаменитого Феофана Грека и других работавших в Москве греческих живописцев. Однако их образцам Андрей Рублев никогда не подражал слепо. Следуя строгим церковным канонам, его живопись тем не менее приобрела невиданную дотоле мягкость, задушевность, чистоту и эмоциональность, которые так отличают русскую икону ХV века от византийской суровой, почти сумрачной, живописи. В его произведениях все настойчивее пробивалось подлинное человеческое чувство.

Основная трудность при изучении его творчества заключается в том, что ни от него самого, ни от его учителей и учеников, упоминавшихся в летописи, не дошло ни одного подлинного произведения. Первое упоминание о нем в летописи относится к 1405 г.: Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор Московского кремля. На языке летописи тех времен расписать церковь означало не только расписать стены, но и написать иконы для иконостаса. Ученым выделить иконы, выполненные Феофаном, не составило труда, так же как и установить, что «праздничные иконы» писали Прохор и Рублев. А уже дальше по многочисленным признакам они отделяли его работы от работ Прохора.

Как и любому гению, Рублеву приписывают огромное количество произведений, к которым он, по всей видимости, не имел прямого отношения. К ним относят фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде, иконы «Владимирская богоматерь», «Спас в силах», часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» – все около 1399 г.)

Единственно, что установлено более или менее твердо, это авторство его главного шедевра, созданного в 1420 г. (по другим источникам – в 1411 г.). Икона «Троица» хранится сегодня в Третьяковской галерее.

Писал он ее в самом расцвете сил, в память преподобного Сергия Радонежского, который и посвятил Троице свой монастырь. Для Святого Сергия образ Троицы знаменовал единство и согласие. Его ученики и ближайшие последователи, закладывая новые монастыри, чаще всего посвящали их Троице. Тема «тричисленности» была очень актуальна для современников, она стала символом борьбы против инакомыслия и еретиков всех мастей. Андрей Рублев наверняка имел замысел показать единство и равенство трех лиц святой Троицы. Но, как любое большое произведение, икона вышла за рамки замысла, приобретя бесчисленное количество аспектов.

Художник вдохнул новую жизнь в традиционный иконописный сюжет, в библейскую легенду о том, как старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и как он вместе со своей женой Саррой угощал их под сенью дуба, втайне догадываясь, что в них воплотились три лица Троицы. Обычно этот сюжет византийские и восточнохристианские художники передавали очень обстоятельно, выписывая все детали и яства трапезы, хозяев, суетливо прислуживающих ангелам.

Рублев отказался от такой трактовки, он отбросил все второстепенное и несущественное, оставив лишь трех ангелов, евхаристическую чашу и дуб. В иконе, созданной для длительного созерцания, нет ни движения, ни действия. В полном молчании восседают три ангела. Их тела, стройные, легкие, почти невесомые, лишь угадываются сквозь простые греческие хитоны. Их головы слегка склонены, их взгляд устремлен в бесконечность. Каждый из них погружен в свои думы, и в то же время все они переживают единое чувство – смирение. Композиционным центром иконы является чаша с головой жертвенного ветхозаветного тельца. Чашу благословляют руки среднего и левого ангелов. Средний из ангелов – Христос – благословляет чашу в задумчивой сосредоточенности, изъявляя тем самым готовность принять на себя жертву за искупление грехов человеческих. На этот подвиг его вдохновляет Бог-отец (левый ангел), лицо которого выражает глубокую печаль. Дух святой (правый ангел) – это утешитель, вечно юное и вдохновенное начало. Икона показывает акт величайшей жертвы любви и одновременно послушания, готовности на страдания и принесения себя в жертву миру. Добро и красота, которые излучает «Троица», создают неповторимую гармонию в душе каждого, кто ее видел.

Икона вызвала бесчисленные подражания. Она была любимейшей иконой древнерусских художников, но ни один из них не сумел подняться до нее в своем творчестве. О «Троице» до сих пор пишут тома исследований – о ее смысле, колорите, цветовом строе, композиции и пр.

Всю жизнь инок Андрей жил в атмосфере святости, беря пример с преподобного Сергия Радонежского, его ученика Епифания Премудрого и других подвижников, став в конце жизни сам примером святости и подвижничества для всех православных.

Умер художник в Москве, предположительно в 1430 г., похоронен в Андрониковом монастыре, где в 1947 г. был основан Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Местночтимым святым он стал в XVI в., а в 1988 г. Русская православная церковь его канонизировала, и он вошел в число общероссийских святых.

Благодаря гениальному художнику, в мировом кинематографе появился еще один шедевр – фильм его тезки, великого русского режиссера Тарковского, «Страсти по Андрею» (более известный как просто «Андрей Рублев»).
В фильме воссоздана впечатляющая по силе художественного воздействия атмосфера того времени – страшного, тревожного, но, как оказалось, отнюдь не безнадежного. Одним из символов этой надежды для всех русских людей стал святой преподобный иконописец Андрей Рублев.

Комментарий:





все поля обязательны для заполнения



©  Телеканал «Россия»
Институт российской истории РАН, фонд «Общественное мнение»