Регистрация
Обработано
голосов
44 569 665

Досье
Афоризмы
Занимательные факты
Видео

Королев Сергей Павлович

1907–1966 гг.
Отдано голосов: 908 038

Нобелевскую премию создатель первых в мире ракетно-космических систем мог получить дважды  за запуск первого искусственного спутника Земли и за полет первого космонавта. Но когда Нобелевский комитет предложил назвать фамилию Главного конструктора, Никита Хрущев ответил как обрубил: «Одного человека назвать нельзя, творцом новой техники у нас является весь народ».

------------------------------

Однажды слесарь уронил гайку внутрь космического агрегата. Пришел к Сергею Павловичу ни жив ни мертв: так, мол, и так. Думал, Королев голову оторвет, а тот спокойно говорит: «Молодец, что не скрыл. Иди работай, но впредь будь внимательнее».

------------------------------

Сотрудник опытного завода ОКБ-1 Владимир Зудаков рассказал любопытный эпизод. Когда в цехе собирали первый «Восток», ему нужно было закрепить один из приборов в кабине корабля. Он поднялся к люку по стремянке и обнаружил Королева сидящим в кресле пилота с полузакрытыми глазами. «И сколько вы уже тут сидите?»  вырвалось у рабочего. «Полчаса,  говорит Главный.  А вы лично сколько времени сидели в корабле?». – «Ни разу». И тут Королев неожиданно взорвался: «А вы посидите! И поймете тогда, что при такой компоновке кресла, как у вас, космонавт больше суток в корабле не протянет! Околеет без всяких там нештатных и аварийных ситуаций! Это надо же, слепить такую каракатицу: похлеще, чем для коровы седло!»...

------------------------------

Знакомство Королева с авиаконструктуром Туполевым в «Бауманке» прошло довольно забавно. Однажды Королев стоял у доски и чертил детали своего самолета СК-4 (по первым буквам имени и фамилии). В комнату вошли Туполев и еще один преподаватель: «Андрей Николаевич, посмотрите, какие неожиданные решения предлагает студент Королев». Туполев подошел поближе и стал смотреть через плечо студента Королева. А тот весь в работе, ничего не видит и не слышит. Тогда преподаватель слегка наступил ему на ногу. Сергей Павлович в раздражении обернулся и только тогда увидел перед собой Туполева. Тот сильно заинтересовался проектом и в итоге взял на себя руководство. Беспрецедентный факт: Осоавиахим одобрил проект СК-4 еще до защиты диплома и даже выделил деньги на его постройку.

В лице Сергея Королева страна потеряла талантливого авиаконструктора. Туполев прочил ему большое будущее. Свой первый планер Королев сконструировал в семнадцать лет. На его втором планере – «Коктебель» летчик Арцеулов установил всесоюзный рекорд дальности парящего полета. Еще больше шума наделал в 1930 году планер СК-3, названный в честь газеты – «Красная звезда»: он предназначался для выполнения фигур высшего пилотажа. Мертвую петлю на подобных летательных аппаратах тогда уже выполняли. Однако никто еще не рискнул сделать это самостоятельно  до необходимых 3 тысяч метров планер обязательно буксировал самолет. Так вот, впервые в мире пилот Степанченок на «Красной Звезде» сделал без «втаскивания на высоту» сразу три мертвые петли. Рекорд! А конструктору тогда исполнилось лишь 23 года. Королев хотел лететь сам, но заболел брюшным тифом.

------------------------------

Королев сам мечтал о полете в космос. Как вспоминает его дочь, Вернувшись в Москву после благополучного завершения первого космического полета Гагарина, Сергей Константинович сказал: «Это я должен был лететь. Но годы уже не те, да и не пустили бы меня». Это сожаление не покидало его и в дальнейшем. Бывший заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Георгий Николаевич Пашков вспоминал: «Как-то уже после полета Титова сидели мы в домике на космодроме  выдалась свободная минута перед началом заседания Государственной комиссии. И вот Сергей Павлович посмотрел на председателя Константина Николаевича Руднева, на меня и сказал полувопросительно: «А что, братцы, не слетать ли и мне туда, а?»

------------------------------

Как Известно, имя Королева было рассекречено лишь в день его смерти. Для всех при жизни он оставался безымянным Главным конструктором или профессором К.Сергеевым, статьи которого появлялись в газете «Правда». В день, когда Москва встречала первого космонавта, Главный конструктор даже не смог попасть на Красную площадь. Вместе с женой он встречал Гагарина на Внуковском аэродроме. Но их машина шла в колонне одной из последних, и потом они не смогли пробраться сквозь толпу. Смотрели митинг по телевизору. А однажды в День космонавтики он пришел на торжественное заседание и хотел пройти в первые ряды, которые охранялись. Отцу преградили дорогу: «Вы знаете, товарищ, эти места только для тех, кто имеет непосредственное отношение к этому событию». Его же в лицо никто не знал.

Комментарий:





все поля обязательны для заполнения



©  Телеканал «Россия»
Институт российской истории РАН, фонд «Общественное мнение»