Регистрация
Обработано
голосов
44 569 665

Видео

Ярослав Мудрый

ум. 1054 г.
Отдано голосов: 84 991

Перед смертью Ярослав созвал детей и сказал им: «Скоро меня не будет на свете, вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие бедственно не только для вас, но и для Отечества. Запомните, дети мои, междоусобие губит славу и величие государства, основанного трудами отцов наших и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество». Мудрый государь знал, что говорил, пережив «мясорубку» усобиц с собственными братьями, он все свои силы отдал на создание единого, сильного и просвещенного государства.

Его христианское имя – Георгий или Юрий, в Новгороде, во время наместничества, – Правосуд, в скандинавских сагах – Ярислейф Скупой – великий князь Киевский (с 1019 г.). Ярослав – крупный государственный деятель и полководец, второй сын киевского князя Владимира Красное Солнышко (Крестителя) и, видимо, полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны.

С его правлением связано представление о «золотом веке» державы Рюриковичей. Личность же самого Ярослава воспринимается как идеал русского князя. Его облик увековечен на нынешней тысячерублевой купюре. Правда, летописи не оставили подробного описания наружности Ярослава Мудрого. В свое время группа российских антропологов под руководством М. Герасимова, вскрыв гробницу Ярослава Мудрого, воссоздала его облик. Но, естественно, реконструкция дает весьма приблизительное представление о внешности Ярослава. Известно, что он был хромоног: по одной из версий – с ранних лет из-за перенесенного паралича, по другой – в результате ранения в одной из битв. Впрочем, хромота не мешала ему быть физически сильным.

Описывая его характер, летописец говорит об уме, благоразумии, усердии в православной вере, сострадании к неимущим, храбрости. Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Усердие в вере иногда доходило до суеверия. Так, по одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и, окрестив их, похоронил в церкви Пресвятой Богородицы, думая этим избавить души их от вечной муки и погибели.

Отец Ярослава, как известно, был женат неоднократно и от этих браков только сыновей имел двенадцать человек. Ближе к концу правления Владимира все его сыновья в качестве отцовских посадников были направлены в главные города Руси. Девятилетним мальчиком Ярослав был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее им же был переведен в Новгород.

Как удельный князь он уплачивал Киеву (пока сам не стал великим князем Киевским) ежегодную дань в 2 тыс. гривен серебра, пока не решил в 1014 г. отказаться от уплаты дани, предприняв попытку отделиться от отца и Киева. Владимир начал готовить войско. Ярослав, со своей стороны, также готовился к встрече с родителем, наняв варягов. Но великий князь неожиданно умер, а власть в Киеве захватил старший из сыновей Владимира – Святополк. С этого момента между всеми братьями Владимировичами разгорелась кровавая усобица. Будучи детьми от разных матерей, они не желали признавать права Святополка на старшинство в роде. Вскоре в этом противостоянии погибли Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский. Борис и Глеб, также сыновья Владимира, были среди претендентов на престол в Киеве и умерли от рук подосланных к ним убийц.

Согласно летописям, Святополк, уже удостоенный прозвища Окаянный, готовил ту же участь и Ярославу. Но предупрежденный сестрой Предславой, Ярослав сам пошел на Киев. Борьба между Ярославом и Святополком за Киев шла с переменным успехом с 1017 по 1019 г. В столкновения между братьями были вовлечены отряды варягов, поляков и печенегов. Наконец Ярославу удалось победить брата, и в 1019 г. он уже окончательно утвердился в Киеве. В 1021 г. Ярослав начал безуспешную борьбу с полоцким князем Брячиславом, которому вынужден был отдать города Усвят и Витебск. В 1024 г. он уступил Мстиславу Удалому часть земель к востоку от Днепра. Через несколько лет Ярослав попытался расширить границы своего княжества на север и северо-запад и к 1030–1031 гг. вернул часть земель, захваченных поляками. Тогда же он утвердил свою власть по западному берегу Чудского озера в борьбе с племенем чудь.

После смерти Мстислава Тмутараканского в 1036 г. Ярослав овладел всей Северской землей, добившись относительного единства государства. Укрепив оборону от набегов печенегов по реке Рось, он в том же 1036 г. разбил их, после чего набеги печенегов на русскую землю практически прекратились.

К 1037 г. Ярослав объединил в своих руках почти всю территорию древнерусского государства. Хотя воевать он, по словам летописца, не любил, в 1038 г. все-таки «ходил войной» на ятвигов, в 1040 г. – на Литву, в 1042 г. – на южную Финляндию. В 1043–1046 гг. вел войну с Византией.

Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину), дочь норвежского короля Олафа.

Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой». «Устав Ярослава», или древнейшая «Русская правда», был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском», который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство.

Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати». Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля».

Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками.

Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.

Скончался Ярослав Мудрый 19 февраля 1054 г. в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе, им же ранее заложенном. Один из обучившихся грамоте подданных князя процарапал на стене храма надпись: «В лето 6562 (1054 г.) месяца февраля 20-го успение царя нашего...»

Комментарий:





все поля обязательны для заполнения



©  Телеканал «Россия»
Институт российской истории РАН, фонд «Общественное мнение»