Регистрация
Обработано
голосов
44 569 665

Досье
Афоризмы
Споры историков
Видео

Екатерина II Великая

1729–1796 гг.
Отдано голосов: 1 265 784
«Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья».
 
«Кто имеет веселье и веселиться не может, тот болен или отдается мыслям своим во угнетение».
 
«В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к людским же винам и погрешностям — великодушие».
 
«Доброй хозяйки должность есть: быть тихой, скромной, постоянной, осторожной; к Богу усердной, к свекру и свекрови почтительной; с мужем обходиться любовно и благочинно, малых детей приучать к справедливости и любви к ближнему; перед родственниками и свойственниками быть учтивой, добрыя речи слушать охотно, лжи и лукавства гнушаться; не быть праздной, но радетельной на всякое изделие и бережливой в расходах».
 
«Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и «прячется где-нибудь» в отдалении. Доблесть не лезет из толпы, не жадничает, не суетится и позволяет забывать о себе».
 
«Искусный стрелок, не попадая в цель, вину не кладет на лук или стрелы, но у самого себя в проронке требует отчета: однако для того бодрости духа и охоты не теряет».
 
«Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют».
 
«Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать».
 
«Государства, в которых не оказывается почтение государю, начальствующим, в которых не имеют почтения ни к старикам, ни к отцам и матерям, близки к падению».
 
«Дитя родителям оказывает благодарность покорностию и почтением».
 
«Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна».
 
«Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры».
 
«Во всяком возрасте почитай родителей».
 
«В свете ничего совершенного нет».
 
«Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят».
 
«Буде увидишь пороки ближнего, не оказывай ему свои осуждения».
 
«Ложь изо всех вреднейших есть порок».
«Ленность есть дурной учитель».
«Кто привык к трудам, тому труд облегчен».
«Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим».
«Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительныя и могущия воздержать множество преступлений».
«Никогда не позволяйте льстецам осаждать вас: давайте почувствовать, что вы не любите ни похвал, ни низостей».
«Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными».
«Оказывайте доверие лишь тем, кто имеет мужество при случае вам поперечить и кто предпочитает ваше доброе имя вашей милости».
«Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу».
«Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем».
«Первое правило - делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого». (Об искусстве правления).
«Я хвалю громко, а порицаю вполголоса».
«Меня обворовывают точно так же, как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать».
«Лекарство от глупости еще не найдено. Рассудок и здравый смысл не то что оспа: привить нельзя».
«Народ, который поет и пляшет, зла не думает».
«Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями!»
«Таков неизбежный закон, что ошибка идет всегда следом за истиной».
Один иностранный посол спросил императрицу Екатерину II: «Как Вы, Ваше Величество, добиваетесь того, что Ваши непослушные дворяне Вас всегда слушаются?». «Я никогда не заставляю их делать то, что им не выгодно», - ответила государыня.
 
Карамзин о Екатерине II
 
«Благодарность и усердие есть моя слава. Я жил под ее скипетром, и я был счастлив ее правлением и буду говорить о ней!»
 
«Геройская ревность к добру соединялась в Екатерине с редким проницанием, которое представляло ей всякое дело, всякое начинание в самых дальнейших следствиях, и потому ее воля и решение были всегда непоколебимы. Она знала Россию, как только одни чрезвычайные умы могут знать государство и народы; знала даже меру своим благодеяниям; ибо самое добро в философическом смысле может быть вредно в политике, как скоро оно несоразмерно с гражданским состоянием народа. Истина печальная, но опытом доказанная! Так, самое пламенное желание осчастливить народ может родить бедствия, если оно не следует правилам осторожного благоразумия сограждан! Я напомню вам монарха, ревностного к общему благу, деятельного, неутомимого, который пылал страстию человеколюбия, хотел уничтожить вдруг все злоупотребления, сделать вдруг все добро, но который ни в чем не имел успеха и при конце жизни своей видел с горестью, что он государство свое не приблизил к цели политического совершенства, а удалил от нее: ибо преемнику для восстановления порядка надлежало все новости его уничтожить. Вы уже мысленно наименовали Иосифа - сего несчастного государя, достойного, по его благим намерениям, лучшей доли! Он служит тению, от которой мудрость Екатерины тем лучезарнее сияет. Он был несчастлив во всех предприятиях - она во всем счастлива; он с каждым шагом вперед отступал назад - она беспрерывными шагами шла к своему великому предмету, писала уставы на мраморе неизгладимыми буквами, творила вовремя и потому для вечности и потому никогда дел своих не переделывала».
 
«Европа удивлялась счастию Екатерины. Европа справедлива, ибо мудрость есть редкое счастие; но кто думает, что темный, неизъяснимый случай решит судьбу государств, а не разумная или безрассудная система правления, тот по крайней мере не должен писать истории народов. Нет, нет! феномен монархини, которой все войны были завоеваниями и все уставы счастием империи, изъясняется только соединением великих свойств ума и души».
 
«Чтобы утвердить славу мужественного, смелого, грозного Петра, должна через сорок лет после его царствовать Екатерина; чтобы предуготовить славу кроткой, человеколюбивой, просвещенной Екатерины, долженствовал царствовать Петр; так сильные порывы благодетельного ветра волнуют весеннюю атмосферу, чтобы рассеять хладные остатки зимних паров и приготовить натуру к теплому влиянию зефиров!»
 
«Я означил только главные действия Екатерины, действия уже явные, но еще многие хранятся в урне будущего, или в начале своем менее приметны для наблюдателя. Оно, необходимо просвещая народы, окажется тем благодетельнее в следствиях, чем народ будет просвещеннее».
Комментарий:





все поля обязательны для заполнения



©  Телеканал «Россия»
Институт российской истории РАН, фонд «Общественное мнение»