Регистрация
Обработано
голосов
44 569 665

Досье
Афоризмы
Занимательные факты
Тест
Видео

Высоцкий Владимир Семенович

1938–1980 гг.
Отдано голосов: 429 074

Эпизоды, случаи из жизни

Высоцкий как-то вспоминал одну из своих поездок в Париж. Уникальная поездка. Он успел сначала выступить на вечере советской поэзии как один из поэтов, затем сыграть в спектаклях «Гамлет» и «Десять дней, которые потрясли мир» как актер, в рамках гастролей театра на Таганке и, наконец, после отъезда труппы в Москву остался в Париже, чтобы дать еще три концерта. Все три выступления проходили на разных сценах. Зал, где проходил третий концерт, предназначался для выступлений начинающих артистов и сцена в нем была устроена так, что ее можно было передвинуть и расположить таким образом, чтобы создать иллюзию, будто зал полностью заполнен вне зависимости от количества зрителей. Этот концерт Высоцкого проходил практически без рекламы (листовки с объявлением о концерте расклеили в районе площадки только накануне концерта). Однако на первое выступление Высоцкого собралось 350 человек – больше половины зала. На второй день Высоцкий собрал уже 500 человек. Третье выступление прошло уже при аншлаге, причем еще сотни желающих из-за отсутствия мест не смогли попасть на концерт. По признанию Высоцкого, на некоторые песни реакция  была намного сильнее, чем дома.

За рубежом Высоцкого принимали почти также восторженно, как и в СССР. Где бы он не выступал, свою аудиторию он всегда находил – во Франции, в Польше, в Канаде, в США… Михаил Шемякин вспоминал, с каким большим успехом прошли американские выступления Высоцкого. После того, как Высоцкий с Мариной Влади были в Голливуде, Марина призналась Шемякину: «Я привыкла к тому, что Володя – муж Марины Влади, а в Голливуде я была женой Владимира Высоцкого».

------------------------------

Фильм «Вертикаль» был уникальной возможностью увидеть на большом экране не только Высоцкого-актера, но и Высоцкого-исполнителя своих песен. В 1967 году ему исполнилось 30 лет.

Надо сказать, что Высоцкому всегда удавалось глубоко понять характер людей, о которых он пел. Это касалось как военных песен (многие фронтовики считали его своим ровесником), так и альпинистской тематики. При том, что его песни о горных вершинах распевали все альпинисты страны, сам Высоцкий никогда не увлекался скалолазанием.

Во время съемок фильма «Вертикаль» Высоцкий написал несколько альпинистских песен. С одной из них связан забавный эпизод. Режиссер Станислав Говорухин несколько дней отсутствовал, куда-то уезжал по делам, а когда вернулся, то первым делом зашел в номер к Высоцкому и никого там не обнаружил. Он увидел на кровати какие-то исписанные листки, заглянул и прочел слова только что написанной песни: «Мерцал закат, как блеск клинка...» Перечитав эти строки пару раз, Говорухин уже знал их наизусть. Он спустился в холл гостиницы и увидел Высоцкого, который сидел в буфете с гитарой, в окружении нескольких актеров. Не успели поздороваться, как Высоцкий похвастался, что написал великолепную песню для фильма и готов ее исполнить.

— Ну давай, — согласился Говорухин, который уже задумал розыгрыш.

Высоцкий ударил по струнам и запел: «Мерцал закат, как блеск клинка...» Не успел он пропеть и трех строк, как Говорухин прервал его:

— Да ты что, Володя! Ты шутишь... Это же известная песня, ее все альпинисты знают...

— Да не может быть! — не поверил Высоцкий.

— Как не может быть? Там дальше еще припев такой будет:

Отставить разговоры,
Вперед и вверх, а там
Ведь это наши горы,
Они помогут нам...

— Точно ... — растерянно сказал Высоцкий. — Ничего не понимаю... Слушай, может быть, я в детстве где-нибудь слышал эту песню, и она у меня в подсознании осталась... Эх, какая жалость!..

— Да-да-да! — подхватил Говорухин. — Такое бывает довольно часто...

Но, увидев вконец расстроенного Высоцкого, во всем признался.

------------------------------

Булат Окуджава как-то вспоминал такой эпизод, посмеиваясь над собой. После спектакля на Таганке артистическая компания собиралась продолжить вечер. Несколько человек вышли из театра раньше остальных и собирались взять такси. Однако договориться с таксистами Окуджаве никак не удавалось, водители отказывались, кто говорил, что едет в парк, кто говорил, что занят. Наконец, когда к ним вышел Высоцкий, распахнулись сразу все дверцы: «Володя, куда?».

------------------------------

В декабре 1975 года была поставлена финальная точка в «вопросе» о присутствии песен Владимира Высоцкого в фильме «Стрелы Робин Гуда». В конце ноября фильм с этими песнями был принят на студии и отправлен в Москву. Просмотр ленты в Госкино состоялся 9 декабря и там согласились ее принять только в том случае, если песни Высоцкого будут изъяты. Мотивировка: кино приключенческое, а песни слишком серьезные, даже трагические. Как вспоминал режиссер фильма Сергей Тарасов, Не Высоцкий писал свои песни под фильм, а именно картина снималась под его песни. Без баллад Высоцкого картина потеряла свою привлекательность и ценность. Поэтому спустя годы, когда у Тарасова появилась возможность снять «Айвенго», он использовал «потерянные» в «Стрелах…» песни.

------------------------------

Для съемок фильма Одесской киностудии «Опасные гастроли» утвердить Высоцкого на роль было очень трудно. Высоцкого тогда старались держать в профессиональной изоляции. А в Одессе, тогдашний секретарь обкома Синица вообще пытался запретить пускать его в город. За прослушивание песен Высоцкого в начале 70-х в Одессе запросто могли исключить из института. Тем не менее, Высоцкого удалось «протащить» на роль. Многие актеры, пробовавшиеся на ту же роль, зная, что их приглашают «на место Высоцкого», умышленно проваливали свои пробы – кто-то откровенно валял дурака перед камерой, кто-то приходил на съемку пьяным, некоторые просто прогуливали пробы.

Полгода «Опасные гастроли» не пускали на экраны. Когда картина практически уже была закрыта, ее привезли на показ в ЦК КПСС. Анастас Микоян зашел на просмотр фильма, разрыдался и сказал, что лучше фильма он не видел. После этого «Опасные гастроли» прошли с оглушительным прокатным успехом. За год фильм посмотрели 87 миллионов зрителей, многие смотрели его по два-три раза.

------------------------------

Владимир Конкин, игравший Шарапова в фильме «Место встречи изменить нельзя», рассказывал, что во время съемок милицейской погони, которые происходили в центре Москвы в ночное время, часть территории возле Большого театра была оцеплена милицией. Во-первых, чтобы какой-нибудь зевака не влез в кадр и не угодил под колеса, а главным образом для того, чтобы работе не мешали многочисленные поклонники Высоцкого. Народу вокруг ограждения толпилось всегда порядочно, и милиции приходилось постоянно сохранять бдительность. Но не всегда это получалось. Однажды после съемок очередного эпизода объявили перерыв. Артисты разбрелись кто куда, отошел чуть в сторону и Высоцкий. Все остальные оставались на площадке, мирно беседовали, и вдруг из темноты раздался страшный рык: «Ды отпусти ты, стерва бешеная! Эй, кто-нибудь, помогите!..» Все бросились в темень выручать коллегу от неведомой опасности. Каково же было всеобщее удивление, когда, обнаружили Высоцкого, который изо всех сил пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его кожаное пальто. Кое-как общими усилиями удалось разжать ей зубы. Нарушительницу увели, а Высоцкий рассказал, как к нему подбежала эта самая незнакомка, сказала взволнованным голосом: «Здравствуйте!», потом замолчала и вдруг внезапно, от полноты чувств, укусила артиста за плечо.

Во время первых показов по ТВ культового сериала «Место встречи изменить нельзя» в стране снижалось количество преступлений по стране и... расход коммунальной воды.

------------------------------

Главный режиссер театра на Таганке очень ценил Высоцкого и готов был многое ему прощать. А вот актеры относились к Высоцкому по-разному, многие – плохо. Была, например, актриса, которая как-то пожаловалась Любимову: «Он приходит и так здоровается, что я не понимаю, о чем-то думает… Я ему говорю: «Здравствуй, Володя!», а он проходит мимо, не обратив внимания». Она заявила это на собрании. Тогда Любимов встал и сказал: «Ему так можно! А Вам — нельзя!».

Был случай, когда Высоцкий опоздал на репетицию  «Гамлета». Когда в конце концов он пришел, он сказал: «Это пробки, я застрял в дороге…» Любимов резко ответил из зала: «Надо ездить на общественном транспорте!» Но как только Высоцкий вышел и произнес первые слова — все в тот же момент ушло, все было прощено: «Володенька, ты вот тут сделай то-то и то-то…»

------------------------------

Однажды Высоцкому предложили выступить в Ереване Причем пообещали заплатить наличными весьма немалую сумму. Высоцкий согласился, прилетел в Ереван, где у трапа его уже ждала машина. Его попросили петь без цензуры , то есть и запрещенные песни. Отработал концерт, получил, как договаривались, конверт с деньгами, а в придачу еще и ящик с фруктами и коньяк, и только после этого решил поинтересоваться: «Кстати, ребята, где я хоть выступал, скажите. Что за организация?» – «Это Комитет государственной безопасности, Владимир Семенович». Высоцкий изменился в лице, а они: «Ничего-ничего, все в порядке, приезжайте к нам снова. Спасибо Вам большое!»

Комментарий:





все поля обязательны для заполнения



©  Телеканал «Россия»
Институт российской истории РАН, фонд «Общественное мнение»