Регистрация
Обработано
голосов
44 569 665

Досье
Занимательные факты
Афоризмы
Видео

Толстой Лев Николаевич

1828–1910 гг.
Отдано голосов: 93 324

Думал ли молодой граф Левушка Толстой о том, чем обернется для него, барчука, позорное исключение с факультета восточных языков Казанского университета? Будучи вынужденным перевестись на юридический факультет, там он сталкивается с трудами Руссо, бросает университет, уезжает к себе в имение, читает запоем и – о чудо и ужас! – получает прозрение относительно собственной личности, которой остается недоволен. С другой стороны, не веди он первоначально образ жизни лентяя, к тому же исполненного чувством превосходства и снобизма, которое именовалось тогда «комильфо», а будь прилежным в своем ученичестве, глядишь, получили бы мы тогда неплохого юриста, но не одного из величайших писателей в истории мировой литературы.

Как бы то ни было, надоев не только своим близким, которые в глаза уже не стеснялись называть его «наипустяшным малым» в их роду, но и самому себе, Толстой решается ехать на Кавказ в 1851 г., после оказывается за границей, переводится в Крымскую дивизию и участвует в обороне Севастополя в Крымской войне. За эти годы собрано множество впечатлений, написаны «Севастопольские рассказы», «Отрочество» и «Юность». Эти произведения уже составили ему репутацию в литературных кругах, однако имя Толстого еще не стало узнаваемым всеми брендом, и в нем едва-едва еще угадывался тот матерый человечище, которого не приведешь ни в какие рамки, ибо он «слишком огромен».

К дальнейшим литературным успехам Толстого подтолкнул «Современник», куда входили такие видные творцы, как Некрасов, Тургенев, Островский, Гончаров. Именно они все по выражению Толстого ему «опротивели», и оттого, что он с ними общался, он сам себе опротивел, а посему счел нужным покинуть манящий Петербург с его ночной жизнью, искушениями, лакеями, блюдолизами и прочим сбродом всех мастей. Толстой уехал в Ясную Поляну – творить.

Вскоре напомнил о себе романом «Война и мир», произведением поистине эпическим. И ворвался в хит-парад. Роман читали запоем, без отрыва, дома, в салонах и ресторанах. Ни один званый вечер не проходил без его обсуждения. Как говорил сам Толстой, он полюбил в своем произведении «мысль народную», высказал идею о том, что историю делают массы. В «Войне и мире» Толстой создал ряд образов нравственно полноценных людей, у каждого из которых – свой путь, ведущий к правде, свободе и счастью (путь своей жены к свободе и счастью он, очевидно, полагал в механическом переписывании «Войны и мира», что заставлял ее делать несколько раз).

Если бы Толстой жил сейчас, он бы обязательно поднял тему новоявленных мутаций семейной жизни. Или, по крайней мере, мог бы зарабатывать на хлеб семейным психологом-консультантом. Но в его время приходилось довольствоваться лишь скупыми примерами банального адюльтера. Мысль семейная отражена в романе «Анна Каренина». Хотя, что греха таить, сам граф был до клубнички лаком.

Случилось так, что кризис, бывший в молодости, не остался единственным в жизни. Второй переломный этап случился с Толстым в 1880-е годы. Именно тогда образ Толстого приобрел ту завершенность, в которой мы его воспринимаем. Дело было так: Толстой поставил перед собой вопрос жизни и веры, сразу ответить на него сразу не сумел, начал подвергать критике государственные институты, доходил до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 г. в Женеве, в 1906 г. в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882 г.), «Так что же нам делать?» (1882–1886 гг., опубликована полностью в 1906 г.), «О голоде» (1891 г., опубликована на английском языке в 1892 г., на русском – в 1954 г.), «Что такое искусство?» (1897–1898 гг.), «Рабство нашего времени» (1900 г., полностью опубликована в России в 1917 г.), «О Шекспире и драме» (1906 г.), «Не могу молчать» (1908 г.) и романе «Воскресение». К этому же времени относится нападки Толстого на Церковь.

В итоге, если попытаться выразить основную идею религиозных исканий Толстого, то она бы выглядела следующим образом: не противься злу насилием. Данный принцип по своему звучанию ближе даже скорее буддизму, нежели христианству. И это за сто лет до Бориса Гребенщикова!

Сам Толстой не воспринимал литературную деятельность как профессиональную, т. е. такую, которой надо заниматься ежедневно, что, впрочем, не помешало ему стать самым дорогим писателем своего времени (по гонорарам за страницу текста он оставлял далеко позади и Достоевского, и Тургенева).

Толстой, верно, посмеялся бы над теми, кто назвал бы его коммунистом или хотя бы социал-демократом. Тем не менее некоторые из левых идей граф высказывал и, кроме того, осуществлял на практике. Такую, например, как отказ от частной собственности.

Поздней осенью 1910 г., ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей богатой на события и свершения жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Траурным событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Комментарий:





все поля обязательны для заполнения



©  Телеканал «Россия»
Институт российской истории РАН, фонд «Общественное мнение»